Нестационарные формы библиотечного обслуживания: методич. рекоменд./сост.: Л.М.Деркач.-Смолевичи,2012.-11с.

 

1.Цель нестационарного библиотечного обслуживания:

1.Обеспечение прав граждан, проживающих в малонаселенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек, а также  на удаленных от стационарных библиотек участках обслуживания; кто по тем или иным причинам не может посещать библиотеку (инвалидов, престарелых и др.) на доступ к информации.

2.Расширение сферы влияния библиотеки, приближение библиотечных услуг к месту работы, учебы или жительства населения.

  1. В библиотеке используются следующие формы нестационарного обслуживания: библиотечные пункты, передвижные библиотеки, книгоношество.

Выбор нестационарных форм, их организация и размещение осуществляется  библиотекой, а также руководителями тех предприятий, организаций и учреждений, где организуется нестационарное библиотечное обслуживание.

Финансирование нестационарного обслуживания осуществляется за счет ежегодно утверждаемого местного бюджета, предусмотренного на организацию деятельности библиотеки, включая комплектование фонда, транспортные услуги, расходы на содержание помещений.

Время работы нестационарных библиотечных форм определяется администрацией библиотеки, согласовывается с администрацией сельских поселений, руководством предприятий, организаций, в которых функционируют нестационарные формы.

Документный фонд нестационарных форм библиотечного обслуживания включает  издания по основным отраслям знаний, художественную и детскую литературу. Производственная  литература подбирается с учетом профессиональных потребностей пользователей нестационарных библиотек.

Для удовлетворения разносторонних запросов, используется единый фонд библиотек района. Информация о библиотечных ресурсах библиотеки, правилах пользования доводится до пользователей в печатном и электронном виде (сайт, электронные рассылки, СМИ, печатная продукция библиотеки). Фонд библиотечных пунктов и передвижной библиотеки периодически обновляется по частям или полностью по мере использования изданий.

  1. Перечень бесплатных услуг, предоставляемых населению нестационарными формами библиотечного обслуживания:

Справочная и консультативная помощь в поиске и выборе источников информации;

Предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных документов, о возможностях удовлетворения запросов с помощью других библиотек;

Предоставление во временное пользование документов, приобретаемых на бюджетные средства;

Организация литературных вечеров, читательских конференций и других массовых мероприятий;

Пользователям нестационарных форм могут предоставляться платные услуги, оказываемые в библиотеке.

Ответственность за состояние нестационарного библиотечного обслуживания населения района лежит на руководстве библиотекой.

  1. Особенности организации нестационарного библиотечного обслуживания населения

Нестацинарное библиотечное обслуживание представляет собой обслуживание пользователей вне стационарной библиотеки, обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту жительства, учебы, работы населения.

Могут быть организованы и другие формы нестационарного обслуживания, например, коллективный абонемент.

Библиотечный пункт (БП) — «Форма нестационарного обслуживания — территориально обособленное подразделение, организуемое по месту жительства, работы или учебы пользователей библиотеки».

БП располагает помещением, библиотечным оборудованием и документным фондом. БП становятся подразделениями близлежащих стационарных библиотек.

Библиотечные пункты могут быть созданы также на предприятиях, в организациях на основании договора; обслуживание отдельных предприятий может осуществляться по платным договорам библиотечным работником или волонтером из числа членов обслуживаемого трудового коллектива.

Пункты выдачи организуется, как правило, в тех районах города, где пока нет стационарной библиотеки. Ближайшая стационарная библиотека передает в пункт выдачи книги, которые время от времени меняются.

Под пункт выдачи книг выделяется специальное помещение, профиль фонда формируется в зависимости от потребностей реальных и потенциальных пользователей, проживающих или работающих в данном районе.

Режим работы и вся деятельность пункта выдачи определяется стационарной библиотекой. Там же хранится и документация, отражающая движение книг в пункте выдачи, сведения об ответственном за него, его адрес, режим работы и др.

Пункты выдачи могут быть открыты на предприятиях, в общежитиях и т. д., а в летнее время в летних детских лагерях. В этих случаях соответствующая организация заключает договор со стационарной библиотекой. Читатели должны быть своевременно оповещены об открытии пункта выдачи книг.

Передвижная библиотека — это «библиотека, расположенная в специально оборудованном, укомплектованном транспортном средстве (библиобус и т.д.) и меняющая свое местонахождение с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения» (ГОСТ 7.0.-99). Для функций передвижной библиотеки может быть использован также транспорт сельской администрации поселения. Маршруты выездов передвижной библиотеки, места стоянок и продолжительность пребывания в каждом пункте определяется расписанием, утвержденным директором ЦБС. Работник передвижной библиотеки является сотрудником  центральной библиотеки.

Сегодня наиболее распространенная форма передвижной библиотеки — библиобус — специально переоборудованный под передвижную библиотеку автобус. Как правило, в библиобусе есть возможность для просмотра и прослушивания аудиоматериалов, работы на компьютере. Так же, как и для других передвижек, книги и техническое оборудование для библиобуса выделяет стационарная библиотека. Маршрут, время стоянок и режим работы определяются стационарной библиотекой по согласованию с местными властями. Как правило, время стоянки составляет от двух до четырех часов. За это время читатели могут не только обменять книги, но и послушать обзор новых журналов, познакомиться с музыкальными новинками. Сотрудник, работающий в библиобусе, организует и книжные выставки, подбирает литературу по запросу пользователей, выполняет библиографические справки и т. д. Технология обслуживания в библиобусе ничем не отличается от библиотечного обслуживания в стационарной библиотеке. На каждый библиобус в стационарной библиотеке заводится формуляр, где фиксируется все: движение фонда, маршрут и режим работы, данные сотрудника, работающего в библиобусе.

Книгоношество — одна из наиболее традиционных форм нестационарного обслуживания. Ее суть заключается в том, что библиотекарь (или добровольный помощник библиотекаря, волонтер, активист) приносит книги на дом (или — реже — на работу) читателю, который в силу возраста, здоровья или занятости не может сам придти в библиотеку. Книгоношество — это такая форма нестационарного обслуживания, которая может быть организована самой маленькой библиотекой.

Особенно книгоношество развито в сельской местности, где книгоноши обслуживают жителей мелких населенных пунктов, например, хуторов, отдаленных деревень, отдельные семьи и т. д.

Однако и в городских условиях книгоношество имеет место. Многие публичные библиотеки таким образом обслуживают инвалидов, своих постоянных престарелых читателей.

В качестве книгоноши часто выступают волонтеры, активисты. Как правило, книгоноша несет не более 10 книг, поэтому он должен хорошо знать вкусы своих подопечных или иметь заранее заказ на конкретную книгу.

Книгоноши способствуют сохранению в сфере воздействия библиотеки тех читателей, которые без их помощи «отпали» бы от нее; они играют важнейшую гуманную роль — помогают пожилым и немощным людям сохранять социальные связи, реализуемые через чтение и общение.

Выездной читальный зал — форма нестационарного обслуживания населения, предусматривающая возможность читателям пользоваться произведениями печати, прежде всего, периодическими изданиями на рабочем, учебном месте в определенные дни и часы месяца, с заключением договора между организацией и библиотекой.

Коллективный абонемент — «форма библиотечного обслуживания, предусматривающая выдачу произведений печати и других документов коллективам небольших предприятий, учреждений и организаций для использования вне библиотеки на определенный срок».

Коллективный абонемент создается в целях доведения книги до учебных, рабочих мест, более эффективной работы с книгой через коллектив. Основанием для открытия коллективного абонемента являются решение общего собрания коллектива о пользовании фондом библиотеки посредством коллективного абонемента и договор о библиотечном обслуживании, заключенный между библиотекой и коллективом.

Для осуществления контактов с библиотекой коллектив выделяет библиотекаря-общественника. Библиотекарь-общественник собирает заявки, получает литературу в библиотеке и выдает ее читателям, следит за ходом книгообмена внутри коллектива, принимает запросы на выполнение платных услуг, выполняемые библиотекой.

Выбор нестационарных форм, их организация и размещение осуществляется руководством ЦБС, а также руководителями тех организаций, предприятий и учреждений, где организуется нестационарное библиотечное обслуживание.

Время работы нестационарных библиотечных форм определяется руководством ЦБС, согласовывается с администрацией сельских поселений, руководством предприятий, организаций, в которых функционируют нестационарные формы.

  1. Учет нестационарной библиотечной работы.

     Отчетность.

Центральная библиотека ведёт учёт:

— Количество форм нестационарного обслуживания;

— Число пользователей;

— Число посещений (в том числе на дому);

— Число выданных документов.  Сведения включаются в отчет библиотек, в ведении которых находится нестационарная форма обслуживания.

Составитель: Л.М.Деркач

Редактор:  А.Г.Морозов