Новые формы библиотечного обслуживания: методич. рекоменд./сост.: Ю.А.Ременчик.-Смолевичи, 2017.-8с.

Библиотечное обслуживание – совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Классификация способов библиотечного обслуживания:

  1. Критико-аналитические способы призваны обеспечить всесторонний и глубокий анализ произведений печати, или отдельных проблем, изложенных в них. Сюда можно отнести читательские, заочные обсуждения книг, которые способствуют выработке навыков критического мышления, самостоятельной работы с книгой, формирование эстетических взглядов и вкусов. А также литературные диспуты, комментированное громкое чтение, вечера вопросов и ответов.
  2. Позитивно-иллюстративные способы знакомят читателей с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов. В этих мероприятиях следует чередовать виды познавательной деятельности путём раскрытия темы различными средствами – музыки, художественного слова, изобразительного искусства, аудио- и видеоматериалов. Это могут быть встречи с интересными людьми, литературно-художественные композиции, различные чтения.
  3. Рекомендательно-информационные способы библиотечного обслуживания применяются для привлечения внимания к лучшим произведениям печати. Примеры таких мероприятий: устный журнал, премьера книги, газеты, журнала.

Однако в современном мире существует проблема по снижению интереса к чтению. Это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга.

Поэтому, чтобы привлечь и удержать в библиотеке современных читателей, необходимо внедрять в свою деятельность новые формы проведения мероприятий.

Вот некоторые из них:

1.Вечер-импровизация. 

Это диалоговая форма работы, которая позволяет раскрыться каждому участнику вечера. Главное условие – говорить о любимом и хорошо знакомом в литературе и музыке так, чтобы зажечь искорку понимания в душах слушающих (звучат любимые стихи).

Например, вечер-импровизация «Пока горит свеча». Обязательный атрибут этого предновогоднего вечера – свечи (можно держать перед собой свечу и рассказывать, а затем, окончив свой рассказ, чтение стихов, передать ее следующему). Гости должны быть подготовленными, эрудированными людьми. Ведущий вечера «незримо» присутствует среди гостей и поддерживает диалог-общение. (Источник: Библиотека, 2003, №3, С. 75 – 77.

2.«Литературное караоке».

Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке – звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке – звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение должно быть подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.

3.«Гражданский форум».

Это диалоговая форма, основанная на опыте США, которую можно использовать в работе с молодежью. В основе форума лежит взвешенный диалог, поиск ответов на вопросы в процессе дискуссии на социально значимую тему. Темы гражданского форума: «Какая армия нам нужна?», «Детская преступность: где выход?», «СПИД: как замедлить эпидемию?», «Коррупция: как её победить и возможно ли?» и др.  (Источник: Библиотека, 2003, №5, С. 6 – 8).

4.Вечер-памфлет.

Памфлет – это злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – обличение (гражданское, социально-политическое). Памфлетность может присутствовать в различных художественных жанрах (пьеса-памфлет, роман-памфлет). Пример: дневник И.Бунина «Окаянные дни»). Цель вечера-памфлета – осуждение каких-то пороков, явлений жизни – пьянства, наркомании, табакокурения и т.п. Нужно широко использовать художественные произведения, в которых эти явления нашли отражение, периодику. Здесь же необходим рассказ об интересных увлечениях, различных видах досуга, встречах с людьми, которые посвящают свое свободное время хобби.

5.Вечер-репортаж. 

Это форма заимствована из передач TV и радио. Проводится в форме живого репортажа-интервью. Ведущий-репортер – задает вопросы (с вопросами присутствующих нужно ознакомить заранее) участникам вечера, даёт комментарии к ответам. Один и тот же вопрос задается нескольким участникам, они высказывают собственную точку зрения, их мнения могут совпасть или вылиться в дискуссию. Хорошо, если за ходом такой дискуссии будет следить специалист (педагог), он же сделает выводы в конце мероприятия, подведет итоги. Библиотекарь должен оформить выставку по теме вечера-репортажа, сделать качественный обзор.

6.«Военный «огонек».

Данная форма даёт возможность организовать встречу с ветеранами, детьми Великой Отечественной войны, которые будут делиться своими воспоминаниями за чашкой чая, будет происходить живое общение. Также можно организовать концертные номера (по заявкам ветеранов), рассказать о ветеранах и об интересных моментах из их биографии. Создание очень уютной комфортной  душевной атмосферы.

7.Вечер-концерт; Вечер-дивертисмент. 

Вечер-концерт – текстовый материал перемежается с концертными номерами (исполнение «вживую» или видео, аудиозапись, например – вечер-концерт «Романса трепетные звуки», «Я помню вальса звук прелестный» и др.)

Вечер-дивертисмент – дивертисмент (от франц. – развлечение). В канву вечера входят номера различных музыкальных жанров (популярные арии, танцы, комические монологи и сценки), с целью создания атмосферы отдыха, общение с прекрасным.

8.«Пять минут с искусством». 

Это гибкая, легкая форма приобщения к искусству. В ней реализуется принцип «малой дозировки» (т.е. рассчитан на людей, не приученных к художественному мышлению). Поэтому общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным.

Название говорит само за себя, присутствующие в течение коротких, но эмоционально напряженных минут воспринимают одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Смысл данной формы мероприятия заключается в свободном общении и высказывании впечатления о произведении искусства.

Методически такой тип общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расстановка стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, контакта, заключительный момент. Это не разовое мероприятие, его лучше проводить циклами. Отбор материала, например, в связи с юбилейной датой художника может быть тематический, «жанровый» пейзаж, натюрморт, портрет и т.п.

Наилучшее решение ситуации – использование двойного художественного ряда, когда одновременно демонстрируются произведения разного вида и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, демонстрируется репродукция картины Боттичелли «Весна» в сопровождении музыки Вивальди или портрет Струйской (художник Рокотов) под звуки ноктюрна Шопена. При этом активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, обоюдно друг друга усиливающие. Очень важна информация о произведении, она должна быть доступной, понятной и интересной. Например: Загадка портрета Джоконды (Леонардо да Винчи), Тайна жизни и смерти Нефертити и др. В итоге у присутствующих возникает сильное впечатление. Положительные эмоции будут вызывать интерес к искусству и желание новых минут эстетического наслаждения.

  1. Шок-цитата.

Шок-цитата используется при оформлении книжных выставок. Например, выставка «Книги-юбиляры». При представлении повести Н.Гоголя «Страшная месть» наряду с цитатой И.Бунина можно использовать и высказывание А. Ремизова: «А Гоголь мне пришелся не по зубам: и то, что не «по-русски», чего-то непривычно, тоже говорили, что очень смешно и страшно, но ничего смешного и страшного я не почувствовал, а рисунки слепые – для моих глаз ничего не вырисовывалось…». То есть используется цитата, идущая вразрез с общепринятым мнением, вызывающая удивление и желание поспорить.

10.Библиотерапевтические часы.

Библиотерапия в дословном переводе означает «лечение книгой» (от греч. biblion — книга и theraрeia — лечение). Согласно определению, библиотерапия означает «использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения«.  Суть библиотерапии заключается в том, что книга, чтение способствует выздоровлению человека, поддержанию положительного психологического баланса в его душе. Искусство слова, прекрасного, умного, доброго, способно вызвать переворот в душе человека – изменить его взгляды – настолько велика сила художественной литературы.

Библиотерапия зародилась в монастырях, в монастырских библиотеках. Лечил пастырь словом Божьим. «Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести». Под «библиотерапией» понимают воздействие художественной литературы  на психику человека, объединив воздействие слова (тональность голоса, эмоциональный фон – все это имеет большое значение) и музыки.

Можно разработать цикл библиотерапевтических часов, каждый из которых представляет собой литературно-музыкальную композицию с определенным эмоциональным настроем. С помощью специально подобранных стихотворений, отрывков художественной прозы и музыки нужно постараться пробудить в людях чувство доброты, найти столь необходимую в наше стрессовое время точку опоры, обрести уверенность.

Полностью отсутствуют формы привычной пропаганды книги (элементы библиографического обзора, беседы и т.п.). Задача библиотекаря сводится к роли искусного чтеца, исполнителя. Главное соответствие музыки и текста. Композицию можно начать с успокаивающей музыки, затем – более оживленная, а завершается сеанс мелодией, которая создает природное настроение. Темы библиотерапевтических часов могут быть различные: счастье, дружба, любовь, семья, общение с природой, прекрасным.

Существует наблюдение, что чтение произведений У. Шекспира, И. Бунина, И. Бродского и др. является средством от угнетенного состояния. Произведения Ф.М. Достоевского наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают неведомые до этого внутренние чувства и переживания. Л.Н. Толстой некоторых утомляет, а некоторых веселит. У А.П. Чехова, как и у Н.В. Гоголя, есть веселые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения. Это только русская классика, а сколько еще другой литературы, в том числе зарубежной, не отстающей от русской по способности влиять на восприятие.

11.Дегустация литературных новинок – информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.

12.Книжные жмурки.

Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

13.Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

14.Читательско-зрительская конференция – читательская конференция с просмотром фильма по литературному произведению.

15.День гения – комплекс ярких, содержательных мероприятий, посвященных неисчерпаемым возможностям человека. Читателей знакомят с жизнью и деятельностью гениальных людей, как знаменитых, так и малоизвестных людей, представляющих разные времена и народы.

16.«Путешествие» по странам мира – культурно-зрелищное мероприятие, целью которого является более детальное ознакомление читателей с географическим, экономическим положение стран, культурной жизнью их народов.

17.Поэтический лабиринт – мероприятие, проводимое с участием любителей поэзии. Напоминает поэтическую викторину.

 

Формы работы с периодическими изданиями

 

18.Пресс-марафон – нетрадиционная форма работы с периодикой, во время которой участники поочередно называют в порядке алфавита известные им газеты и журналы. Каждый раз, когда называется следующая буква, тот за кем остается последнее слово, получает жетон.

19.Пресс-мозаика – форма работы, в ходе которой три участника состязания получают конверты с нарезанными буквами, из которых нужно составить название газет и журналов.

20.Пресс-весы – вариант мероприятия по работе с периодическими изданиями, в ходе которого участники оценивают периодические издания. Участвуют две команды, которые получают издания для отзыва. Одна команда получает задание найти положительные стороны журнала или газеты, другая недостатки. Побеждает та команда, чьи недостатки были весомей.