Что может книжная выставка?: методич. рекоменд./сост.: Л.М.Деркач.-Смолевичи, 2015.- 32с.

Сегодня каждая библиотека, стараясь привлечь наибольшее число новых пользователей, стремится к максимальному раскрытию содержания своих фондов. В этих условиях чрезвычайно важным становится совершенствование и активизация выставочной деятельности. По книжным выставкам судят о стиле работы, профессионализме библиотекарей. Для привлечения внимания к книге недостаточно просто поставить её на  выставочную полку – необходима кропотливая работа по оформлению материала, составлению сопроводительного текста, подбору цитат, изречений, расширяющих смысл книжно- иллюстративной экспозиции. Необходимо также использовать достижения психологической науки и учитывать особенности восприятия современного пользователя. Известно, что книжная выставка даёт возможность оперативно знакомить читателей с новинками. Кроме того, это ещё и своеобразный диалог с читателями.

Данное методическое пособие предназначено оказать помощь библиотечным работникам в организации книжных выставок. Особое внимание обращено на классификацию, правильность подбора материала, оригинальность оформления.

         КЛАССИФИКАЦИЯ  КНИЖНЫХ    ВЫСТАВОК

Наглядности всегда придавалось большое значение в библиотечном деле. Наглядность позволяет повысить качество обучения, результативность освоения материала. Недооценивать принцип наглядности в библиотечной работе нельзя. Особенно полезно использование наглядности в библиотечной работе с детьми. Выставка, как форма библиотечной работы наглядна. Она призвана и способна наилучшим образом решать стоящие перед ней не только информационные задачи, а обеспечивать в комплексе достижение цели деятельности библиотек для детей и юношества: развитие и воспитание ребёнка-читателя в процессе опосредованного образного диалога.

Специалисты предлагают выставки классифицировать по ряду следующих признаков:

  • по статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие;
  • по содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные;
  • По целевому назначению – в помощь учёбе, для повышения общеобразовательного и культурного уровня;
  • По времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «Забытых изданий»;
  • По месту экспонирования – организуемые в библиотеке или за её пределами;
  • По срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;
  • По полноте раскрытия фонда – просмотровые, локальные, полочные;
  • По видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные, или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации;
  • По конструкционным особенностям – витринные, внутристеллажные, внутриполочные, передвижные.
  • По основанию для проведения – по инициативе библиотекарей, по предложению читателей библиотеки, по заказу предприятий.

 

Выделяются следующие виды выставок:

Выставка-вопрос: для оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определённой тематике. На выставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти вопросы.

Например:  «А у нас сегодня гость».

Выставка-ситуация: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: « Эту книгу я возьму на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму с собой в поход» и т. д.

Выставка – отзыв: организуется, как правило, для младших и старших подростков, состоит из отзывов о книгах: « Прочитай», «Предложи», «Посоветуй», «Заинтересуй».

Выставка одного портрета: на выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке.

Выставка- бенефис читателя:    «Лучший читатель года». Цель такой выставки – привлечение внимания к книгам через близкие интересы сверстников.  Обязательные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения (посещения, любимые авторы, жанры, количество  прочитанных книг), обращение к ребятам. Выставка может быть организована и для малышей, и для подростков.

Выставка – ребус: сопровождается плакатом с ребусом «Попробуй, отгадай…». Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старших.

Выставка- гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях.

Выставка одной книги. Её обязательно надо сопроводить ярким плакатом с рекомендательной аннотацией. В аннотацию можно включить вопросы, заставляющие более внимательно читать, размышлять, сравнивать  героев, их поступки. А когда книга предстаёт в разных аспектах – переиздания, иллюстрации разных художников, история создания, первые читатели, судьба книги и автора, критика, отзывы – то такую выставку лучше адресовать подросткам.

Выставка-кроссворд: обязательно наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Кроссворд можно ксерокопировать и раздать эти листочки детям. Такую выставку лучше организовать для младших школьников и подростков.

Выставка-игра: Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все: как малыши, так и  учащиеся средних и старших классов.  Таким образом, выставка-игра может создаваться для всех возрастов. На этой выставке составной частью являются элементы какой-либо игры, тематически обусловленной рекомендуемой литературой. Уровень сложности игровых материалов выставки предопределяется целевым и читательским назначением. Для дошкольников подходит игра с литературными сказочными героями «Угадай, из каких мы книг?», для младших школьников темы могут быть самые разные. Например: «Поможем Маше собрать грибы в лукошко».

Выставка-викторина. Это разновидность выставок-конкурсов, стимулирующих познавательную деятельность детей в процессе чтения.  Ответы на вопросы , оформленные письменно ( например, в виде книжечки карманного формата или на отдельном плакате), читатель ищет в литературе, экспонирующейся на выставке.

Выставка – совет: Даются советы специалистов по какой-либо интересующей подростков проблеме, например, рекомендации подросткам: «Как развивать память». Фактографическая информация сопровождается списком литературы, рекомендуемой для самообразования по данному вопросу. Список литературы составляет библиотекарь, как и саму её подборку для выставки.

Выставка- хобби: рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например: «Макраме – это просто …», «Наши руки не для скуки» и др. Наиболее интересна эта выставка будет младшим подросткам. Главное, чтобы всё было сделано руками читателей.

Выставка- презентация (реклама, премьера): Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты или необычное раскрытие их содержания с применением технологии рекламной деятельности.

Выставка-икебана:  Если есть желание придать интерьеру библиотеки художественно выразительный вид, усилить в ней эстетическую ауру, то надо проявить фантазию. На  таких выставках представляются книги по данной тематике, и обязательно наличие композиции из цветов.  Чтобы привлечь внимание к поэзии, можно организовать выставку «Поэзия серебряного века в образах флористов-дизайнеров» и к каждой цветочной композиции подобрать по настроению стихотворение из авторских сборников поэтов серебряного века.

Выставка-настроение: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело…», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно…».

Выставка одного жанра: Выставляются книги одного жанра – детективы, исторические романы, фэнтэзи, сказки, стихи и др.

Выставка одного автора. Организуется к юбилеям писателей, но может быть постоянно действующей, если библиотеке  присвоено имя писателя. На ней должны быть представлены не только книги, но и материалы о писателе.

Выставка «Литературный герой»: выставка будет привлекать внимание и дошкольников  и младших школьников, и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовёнок Кузька»,  «Гарри Потер», «Незнайка», и др. Рядом с книжками поставить игрушку-фигурку героев. Выставка предусматривает активизацию творчества детей, письма героям, игры с героем и др.

Выставка – поиск для подростков и старшеклассников: создание выставки предполагает предварительный краеведческий, научный поиск с последующим оформлением материалов. Например, «Интересные люди нашего села», «Участники Великой Отечественной войны».

Выставка-досье: создание выставки предполагает сбор фактических данных о чём-либо. Например: «Родословная герба, флага, гимна РБ».

Выставка-экспозиция: Например, выставка репродукций батальных сражений, исторические повести, рассказы об участниках Отечественной войны.

Выставка книжных иллюстраций. На выставке располагаются раскрытые иллюстрированные книги на какую-то тему, но акцент делается на иллюстрациях. Для младших школьников и подростков будут интересны выставки иллюстраций одного художника, к книгам одного жанра, по одной теме, например, зимние пейзажи.

Выставка-почта: выставка с элементами почты, помогающей установить обратную связь с ребёнком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предложить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.

Выставка-осуждение. На такой выставке могут быть представлены книги испорченные и не возвращённые читателями. Может быть организованной для малышей и для подростков.

Выставка-вернисаж. На выставке располагаются книги и репродукции картин по определённой тематике, но акцент делается на репродукции. Оформляется с целью развития эстетического вкуса у детей.

Выставка-сказка: выставка готовится вместе с читателями – младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Всё это с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд выставки.

Выставки-имена. Желательно, чтобы это был цикл выставок «Александр», «Анна», «Владимир», и т.д.  Их цель – познакомить учащихся с историческими личностями, имеющими эти имена, поэтами, писателями, литературными героями. Выставка обеспечивает развитие кругозора сегодняшним Аннами, Владимирам, Татьянам и всем остальным – ведь для каждого его имя – особый знак. Эти выставки целесообразно организовать к юбилейным датам, дням рождения.

Подобные выставки помогут вызвать интерес и к выставкам, и книгам, другим документам, которые на них представлены, создать целостный, привлекательный, эффективный образ выставок, усилить их педагогический, информационный, эстетический и познавательный потенциал.

КНИЖНАЯ   ВЫСТАВКА:  НОВЫЙ   ОБРАЗ

(о подходах к организации книжных выставок)

Выставки – синтез различных средств воздействия на человека: визуальных, психологических, формирующих определённые установки.

Организуя  книжные выставки, библиотека реализует следующие цели и задачи:

  • раскрывает свой фонд;
  • развивает интерес читателей к литературе различной тематики, даже не очень популярной;
  • способствует возрождению традиций семейного чтения;
  • расширяет круг своих читателей;
  • формирует положительный имидж библиотеки.

—     способствует организации досуга населения.

Одно из правил  рекламной    деятельности  гласит: «Поставьте всех в известность о себе!». Мы относим  его к различным аспектам нашей работы, подчас забывая, что именно книжная выставка в первую очередь является средством рекламы литературы, фондов и возможностей библиотеки.

Организуя книжную выставку, очень важно, во что бы то ни стало привлечь внимание к книгам, чтобы посетитель как минимум получил удовлетворение от ознакомления с выставкой, а в оптимальном варианте – запросил издание.

Что для этого  нужно сделать? Известно, что в первую очередь человек  обращает внимание на то, что его волнует в данный момент. Поэтому тема выставки должна быть интересна той читательской аудитории, для которой она готовится, — многоплановой, актуальной.

Например,   книжная выставка «Драмы переходного возраста». При оформлении использовали приём повторений: ключевое слово «драмы» изображено в виде «маски драмы», на которой написано название раздела. Таким образом, подчёркивается ещё раз проблемно-тематический характер выставки.

Заголовок выставки должен быть кратким. По данным психологов, человек сразу способен воспринимать и осмысливать слово не более чем из семи букв. Эту особенность нашего зрения, которая влияет на скорость чтения, необходимо учитывать  и при выборе шрифта. К нему применяют следующие требования: чёткость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм. Желательно, чтобы шрифт раскрывал особенность темы.

При раскрытии темы выставки можно использовать разные носители информации. Например,  на постоянно действующей выставке «Человек и природа – союзники или враги?» можно поместить телефоны экологических организаций, карту — плакат, где можно  познакомиться с экологической обстановкой в городе,  информацию об экологических международных акциях, календарь дат, связанных с жизнью природы. На выставке можно поместить  информацию, куда можно обратиться в случае  экологических неполадок.

Для образного выражения содержания выставки можно использовать так называемого «сквозного героя». Например, выставку «В поисках чудес» может сопровождать юмористический рисунок человека с рюкзаком: на заголовках разделов, в символике маршрута движения, в рекламных аннотациях на книги.

Старайтесь создать в экспозиции атмосферу той темы и той исторической эпохи, которой посвящена выставка. Кроме книг, журналов, другой печатной продукции в ансамбль  выставочных предметов включают произведения искусства, предметы быта, дары природы – всё, что так или иначе связано с темой. Умело подобранные декоративные элементы притягивают посетителя,  заставляя воспринимать конкретную книгу в контексте  бытовой среды, истории, искусства, культуры. Предметная аранжировка способна пробудить интерес, вызвать неожиданное зрительское восприятие демонстрируемых книг.

Не всегда носители информации имеют яркий и привлекательный вид. «Оживить» такую экспозицию можно с помощью цветового фона. Действительно, цветовая гама имеет большое значение для восприятия. С помощью цвета можно лучше раскрыть содержание  материала, повлиять  на эмоциональное состояние посетителя. Цвет переносит нас в мир определённых настроений. Зелёный и синий – успокаивают, желтый и красный – возбуждают, тёмно-фиолетовый действует угнетающе, серо-голубые, золотистые – это нейтральные тона.

Учтите, дети предпочитают насыщенные тёплые тона (светло-оранжевый, розовый, красный); подростки – контрастные сочетания оранжевого и синего, красного и зелёного, жёлтого и фиолетового; люди пожилые – спокойную гамму приглушённых тонов. Применяя   те или иные цвета в оформлении своей выставки, вы добьётесь определённого     эмоционального состояния посетителей. Если вы хотите выделить, приблизить определённую книгу имейте в виду, что такие цвета, как красный, оранжевый, охристо-жёлтый воспринимаются как приближающиеся, выступающие вперёд. Книга, помещённая на подставку этого цвета, в первую очередь обратит на себя внимание.

Например, выставка к юбилею А.С. Пушкина «Солнечный гений».   Различные периоды жизни поэта имели свой цветовой спектр. Для цикла «Лицейская республик» выбран цвет майской зелени, цикл «Ссылка в Михайловское» оформлен в серовато-пастельных тонах , цикл «Болдинская осень» — в желтовато-оранжевом тоне и т. д . Все циклы объединяла лира, расположенная в верхнем левом углу. И это не случайно. При оформлении высатавки организаторы учитывали особенности зрительского восприятия.

 

Исследования показывают следующее.

Секрет  распределения внимания человека кроется в особенности нашего способа чтения – слева  направо. Доказано, что если площадь стеллажей условно разделить горизонтальной осью пополам, то на верхнюю половину придётся 60 процентов внимания человека. На верхней части внимание распределяется также неравномерно: 20 процентов приходится на правую половину и 40 процентов  — на левую. Значит, ударной частью экспозиции является верхний угол. Поэтому в верхнем левом углу нужно помещать наиболее важную информацию. В процессе чтения мы лучше запоминаем и конец текста. Значит «концовка» должна быть тоже значимой по своему содержанию.

Чтобы выставка не сливалась в одно невыразительное пятно, каждый экспонат должен быть окружён полем отдыха для зрения. Учитывайте особенность зрения с присущим ему чередование концентрации и рассеивания, сосредоточения и отдыха. «Среда» должна дышать. Поэтому материал не помещайте встык. Иногда вместо экспоната оставляют просто свободное место в качестве намёка на имеющийся спрос литературы с выставки.

Наиболее  значимые книги можно поместить на отдельном столике, выделить фоном, подсветкой. Если не сделать этого, то читателю будет сложно разобраться, какая часть сообщения наиболее существенна. А выделить всё  — значит не выделить ничего.

Текстовой материал, пояснительные тексты и цитаты должны быть выразительными. Читатели считают, что цитаты не всегда нужны: «и так всё понятно».  Поэтому текст должен быть кратким, красочно оформленным и помещен в случае необходимости.

Текст и иллюстрации должны дополнять друг друга. Исследования показали, что фотоиллюстрации на 20 процентов, а иногда и на 50 процентов эффективнее графики.

Знаки пунктуации тоже имеют большое значение. Самый предпочтительный знак – восклицательный (!) Вопросительного знака лучше избегать, как, впрочем, и многоточия (…).

Интересное наблюдение. Стоящие вплотную друг к другу стеллажи воспринимаются многими читателями как единое целое, и, по их мнению, книги должны быть расставлены по горизонтали, проходящей через все стеллажи. Специалисты, напротив,  рассматривают каждый стеллаж как отдельную  единицу и располагают книги по вертикали, начиная с верхней полки. Постарайтесь посмотреть на свои выставки как бы со стороны, оценить их с точки зрения читателя. И возможно, вы многое измените  в их оформлении.

            РЕКЛАМА   КНИЖНОЙ  ВЫСТАВКИ

Вы оформили книжную выставку, но на этом работа не должна заканчиваться. На протяжении всего времени работы выставки должны проводиться индивидуальные беседы, консультации, массовые мероприятия.

Во время демонстрации книг запланируйте программу вечеров, встреч с интересными людьми, обзорных экскурсий по выставке, то есть дополните информацию формального характера неформальным общением. Известно, что эмоциональное впечатление усиливается, когда в восприятии участвует не только зрение, но и слух, осязание.  Используйте магнитофоны и др. для воспроизведения музыки, песен по теме выставки.

Сейчас активно практикуется такая форма, как презентация выставки.

Особого внимания заслуживает опыт функционирования обратной связи между библиотекарями – создателями выставок и читателями рекомендуемых книг. Помимо устных бесед, в процессе которых выясняется их отношение к книгам и самой выставке, можно предлагать, например, в детских библиотеках заполнять специальные опросные листы. При составлении этих листов ставится цель не только проконтролировать, оценить чтение детей, но и  помочь ребёнку самому проанализировать собственное восприятие всей книги, отдельного рассказа, журнала и т.д. Для того, чтобы добиться этой цели, безусловно, необходимо сделать процесс заполнения опросных листов интересным, занимательным для ребёнка.

Обратить внимание посетителей на выставку помогут рекламные материалы. Речь идёт о красочных афишах и плакатах, проспектах, путеводителях.

Все эти рекламные мероприятия помогут привлечь новых читателей, наладить деловые контакты, а возможно, и улучшит материально-техническую базу библиотеки.

 Итак,  при оформлении книжной выставки обратите  внимание на следующее:

  • выбирайте интересные и актуальные темы;
  • используйте различные носители информации и предметный антураж;
  • выделяйте наиболее значимые материалы;
  • продумывайте рекламную кампанию.

ПОМНИТЕ, что каждое библиотечное мероприятие мы должны сделать интересным, зрелищным, эмоциональным, в чём-то даже неожиданным для читателей. И тогда наша любимая форма – КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА – станет яркой встречей читателей с книгой и библиотекой.

           ПОУЧИСЬ  У  СВОИХ  КОЛЛЕГ

Выставки – синтез различных средств воздействия на человека: визуальных, психологических, формирующих определённые установки. Предлагаем вашему вниманию опыт работы по организации книжных выставок российских коллег.

Выставка ко дню смеха, одной из российских библиотек, называлась  «Копейка рубль бережёт». В экспозиции были представлены самые разные копилки – самодельные и изготовленные промышленным способом, необычные по форме и в виде обыкновенной бутылки из-под шампанского.

Отдельный блок выставки посвящался нумизматике, он назывался «Собирательство –дело серьёзное» — российские и советские деньги, юбилейные монеты и денежные знаки разных стран. Викторина «Литературные скопидомы» напомнила об известных литературных персонажах, неравнодушных к деньгам. Конечно же, была представлена литература о нумизматике и о коллекционировании вообще. Что только люди не собирают – марки, игрушечные модели машин, картины, календарики и т. д.

Традиционно к  началу огородного сезона проводятся «Садоводческие беседы». К таким встречам готовится выставка литературы по садоводству, цветоводству. И обязательно  оформляются столики с домашними вареньями, соленьями (с рецептами приготовления).

Выставки «Мозаика цветов» тоже стали традиционными, и постоянные посетители библиотеки всегда ждут их с нетерпением. Помимо литературы по цветоводству, здесь можно получить консультацию специалиста. Рядом с книгами, как правило, — живой экземпляр растения.

Выставка «Новогодняя фантазия». На ней  были представлены  новогодние композиции, букеты, панно и еловых веток.  Для посетителей была подготовлена литература о традициях встречи Нового года, гороскопы, предлагались рецепты новогодних блюд, советы о новогоднем гардеробе. Всё это создавало праздничное  настроение.

Непосредственно за кафедрами абонемента устанавливают стенды «Календарь знаменательных дат» и «Юбиляры года», где представлены ежемесячно меняющиеся даты. Читатель может ознакомиться с информацией на отдельных листах, художественными произведениями, статьями из периодических изданий, интересными иллюстрациями. Яркие выставочные полки позволяют активно раскрыть разнообразный по отраслям знаний фонд, привлечь внимание, как к событиям культурной жизни, так и к литературе,  имеющейся в библиотеке.

Выставки читального зала также разнообразны по форме и тематике. Остановимся на некоторых из них.

Посвященная  205-летию со дня рождения А.С. Пушкина экспозиция называлась «К тебе не заросла народная тропа» и демонстрировала благодарные отзывы потомков, выраженные в стихотворной форме (сборник «Венок Пушкину»), и размышления о судьбе русского гения

(М. Цветаева «Мой Пушкин» и др. ). Был подобран материал о памятниках поэту.

«Мир неприкаянный» рассказывает о детях, волею судьбы оставшихся без родителей, о трёх волнах беспризорности, прокатившейся по стране.

Выставка-персоналия  «Жизнь – нравственный подвиг» посвящена  85 – летию со дня рождения русского писателя А.И.Солженицына и  составлена из публикаций периодической печати.

При оформлении выставок используются различные шрифты, натуральные предметы, макеты, бутафория. Всё это помогает созданию привлекательного целостного образа экспозиций, расширяет их познавательные возможности.  Так, оригинальными элементами, удачно используемыми для оформления выставок, является фигурка домовёнка Почитайкина, оставившего на полу следы, которые ведут к книжным полкам, имитирующим театральные подмостки. Здесь представлена «Премьера книги».

Обращает на себя внимание и то, что и сами стены в библиотеке становятся  объектом творчества персонала. Оригинальную настенную выставку «Чат на заборе», отражающую тягу современных подростков к новым технологиям и компьютерной атрибутике. Используя ватманский лист, стилизованный под забор, с множеством разноцветных листочков, они дали  возможность читателям всех возрастов высказаться на тему «Ты и библиотека». Тут собраны отзывы о прочитанных книгах, советы и пожелания библиотекарям, а также предложения познакомиться.

Отрадным фактом является привлечение читателей к созданию и оформлению книжных экспозиций, а также к участию в их презентациях. Нестандартный подход к организации экспозиций проявили «гайдаровские» библиотекари. Оформлена оригинальная «книга рекордов»  с множеством номинаций («Самый юный читатель», «Самый читающий пенсионер», «Самый активный классный руководитель», «Самая старинная книга библиотеки» и т.д.) Эта роскошно оформленная книга-альбом с фотографиями лучших читателей детей демонстрируется в фойе библиотеки. В её создании участвовали  сами читатели. Необычайная выставка пользуется большой популярностью, так же, как и другая, не менее оригинальная по замыслу экспозиция – «Читатель дарит читателю», созданная в рамках благотворительной акции.

К замечательному Празднику Детства в читальном зале библиотеки демонстрировалась выставка «Приглашаем на Остров Сказок», на которой были представлены куклы литературных героев, сшитые юными читателями. Ни один ребёнок не остался равнодушным, наоборот, каждому хотелось потрогать и поиграть в этих озорных зайчишек, весёлого Барбоса. А вот, взявшись за руки, идут сестрица Алёнушка и братец Иванушка, неподалёку расположился  герой других русских народных сказок – неунывающий Емеля. Есть здесь и Кенгуриха, и Дракоша, и Волк, и много других персонажей. Задачей этой выставки было пробудить интерес к книге, открыть её юному читателю.

Ко  Всемирному Дню здоровья в  читальном зале на выставке «О спорт, ты мир!» кроме книг, журналов, газетных публикаций, мы представили и спортивный инвентарь: гантели, скакалки, мячи, купальные принадлежности. Ребята с удовольствием знакомились с книгами-новинками по самым различным видам спорта. А в центре экспозиции размещался большой макет кроссворда «Олимпийские игры» — в виде гири.

Большой интерес вызвала у читателей выставка-эксклюзив «Привет из страны Легумии». На ней были представлены матушка-тыква в платочке, два весело улыбающихся капустных представителя в боливарах с бабочками на шее и два морковных братца с распростёртыми оранжевыми руками, а также сеньоры Помидоры. Потребовалось немного фантазии, чтобы небольшой вилок цветной капусты превратить в  карету, а луковицу – в Чиполлино. Была изготовлена принцесса с белыми распущенными волосами из лука-батуна.

 

                       Тематическая выставка «Зеркало женской души».

Желание познакомить читателей, а особенно юных читательниц, которым близка лирика женского сердца, послужило поводом оформить данную выставку.

Первый раздел «Богини муз и красоты» познакомил читателей с именами русских поэтесс 19 в. Евдокии Ростопчиной, Каролины Павловой, Зинаиды Волконской.

Эпиграфом взяты слова А.Пушкина, посвященные З.Волконской:

«Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновений,

И над задумчивым челом,

двойным увенчанным венком,

И вьётся и пылает гений».

Второй раздел «Музы серебряного века» представил наследие М.Цветаевой.

Третий раздел «Голоса современности» посвящен творчеству Б.Ахмадулиной и Р.Казаковой.

Заслуживает внимания дизайн выставки. Коробки разной величины были поставлены на столы и задрапированы белыми и чёрными шёлковыми шторами. У каждого раздела свой цвет. На  чёрной драпировке цитаты, рисунки, виньетки сделаны чёрной тушью на белой бумаге, а на белой драпировке наоборот – белыми буквами на чёрной бумаге.

Портреты поэтесс – в виньетках, поэтессы Серебряного века представлены чёрными профилями на белом листе, а поэтессы-современницы – фотографиями. Такой стиль оформления подчёркивает, что все они принадлежат к разным поколениям и эпохам. Хорошим дополнением к выставке может послужить подсвечник, цветок в бокале, зеркальце, нитка бус, шкатулка. Они не отделимы от романтического женского образа, помогут читателю войти в особенный мир, мир женщины-поэта.

Выставка-диалог «Малышам о звёздах и планетах».

Астрономия – одна из интереснейших наук. Звёзды это что-то далёкое, таинственное, загадочное, чего нельзя увидеть близко, потрогать руками, заглянуть внутрь.

Чёрные шёлковые шторы и драпировка на стенах символизировали бездну Космоса. Названия выставки и её разделов были изготовлены из жёлтой бумаги так же, как и Луна, Солнце и планеты Солнечной системы. Звёзды сгруппированы в созвездия, вырезаны из серебристой бумаги.

Первый раздел выставки «Загадки Вселенной» состоял из книг о том, какими представлялись Вселенная и сама Земля нашим предкам, как у человека зародилась мысль подняться в небо, а затем и в бесконечные просторы Космоса.

Второй раздел, «Путешествия в космос», познакомил ребят с книгами о космических экспедициях и космонавтах.

Читатели, пришедшие на презентацию выставки, превращались в пассажиров космического корабля, а капитан звездолёта – библиотекарь – проводил экскурсию по Вселенной. На выставке представлено много иллюстративного материала. Созвездие Большой Медведицы в виде символического ковшика служило своеобразной копилкой для ответов ребят на вопросы и загадки.

«Ковшик постоянно пополнялся звёздочками, на которых были напечатаны загадки о звёздах и планетах. Затем ребятам предложено было назвать созвездия, которые присутствуют во Вселенной читального зала. «Пассажиры звездолёта» внимательно рассматривают созвездия на звёздном небе и на звёздных картах в книге.

Выставка – путешествие «Тайны древних сказаний».

Загадочна и интересна тема мифов. Они показывали представления древних людей о рождении мира. Легенды и предания старины будят у маленьких читателей воображение, интерес к истории.

Выставка состояла их пяти разделов:

  • «Мифы Древнего Египта»;
  • «Легенды загадочной Индии»;
  • «Предания старой Европы»;
  • «Верования древних славян»;
  • «Наследие древних греков».

Каждый раздел был оформлен в соответствии с выбранным для него цветом. Заголовки, цитаты в виде свитков, иллюстрации были выполнены на цветной бумаге. На стене читального зала была размещена  стилизованная карта мира в виде одного цветового пятна без обозначения частей света. На месте древней страны, родины того или иного мифа, был поставлен значок в виде развёрнутой книги того же цвета, каким выделен раздел страны, где и появился миф. Рядом с картой была установлена гора ( из мятой упаковочной бумаги вырезаны холмы, их вершины окружены голубыми облаками). Эта гора олицетворяла камень, затем  место обитания греческих богов – Олимп.

На выставке были представлены и сказки народов мира, т.к. зачастую мифы плавно переходят в сказания, а затем в сказки.

С целью наиболее полного раскрытия фонда в библиотеке была организована выставка «Наша книжная коллекция» с разделами:

  • «Пожелтевшие страницы» (книги 1940 –1950 г.г. издания)
  • «Ох, какая маленькая» (книжки-малышки)
  • «Книга – лучший подарок» (подарочные издания)
  • «Книжные медалисты» (книги, получившие медали на различных выставках)
  • «Автограф на память» (книги с автографами писателей).

Творческий потенциал читателей библиотеки раскрывают выставки-конкурсы, которые оформляются в связи с проведением районных и областных конкурсов: «Мой край – земля Лебяжская», «Читатель года», «Дедушкины медали»,  «Пушкин с нами»,  «Читаем, рисуем, мастерим, творим». В последней выделяются разделы:

  • «В стране Вообразилии» (сказки, сочинённые читателями)
  • «Под шёпот страниц» (игрушки любимых героев)
  • «Волшебный карандаш» (рисунки героев любимых книг).

 

Для маленьких читателей предлагается организовать выставки рисунков:

  • Про зелёные леса и лесные чудеса»
  • «Сказки дедушки Корнея»
  • «Мир в красках», Его величество натюрморт»

Выставки поделок:

Из дерева – «Дерево рассказывает сказки»

Из овощей – «Огородная фантазия»

Из соломки – «В некотором царстве, в Соломенном государстве»

Из желудей «Вот это жёлудь!»

Несомненной популярностью пользуются у ребят выставки-хобби, которые знакомят посетителей с увлечением читателей библиотеки:

* «Красота в обыденном»   (картины, выполненные акварелью)

* «Я и моя кукла»   (наряды для любимой куклы»

  • «Палитра разнотравья» (аппликации из сухих трав)
  • «Лохматые, мохнатые, полосатые»  (выставки мягкой игрушки, сшитой руками читателей).

 

Привлекла внимание читателей выставка  «Приключение Незнайки в Книжном городе».

В Книжном городе на стеллажах размещалось несколько улиц: сквер Библиотечный, улица Всезнайкина, аллея Умников, бульвар Буковка.

Проводником по Книжному городу, где были представлены книги на разные темы для маленьких почемучек, был выбран Незнайка. Он вёл читателя от раздела к разделу, открывая удивительное для себя и для ребят.

Заслуживают внимание и другие книжные выставки. «В царстве старичка-лесовичка» — выставка-викторина, где кроме книг, было представлено много иллюстраций. Под колокольчиком, ягодкой, мотыльком, грибком были спрятаны вопросы-загадки, а ответы можно было найти в книгах с выставки. А загадочная ромашка состояла из лепестков с вопросами и ответами.

На книжной выставке «Сказочная азбука» представлены книги, название которых начинается на определённую букву алфавита.

Столь подробное описание книжных выставок даны для того, чтобы показать, как через демонстрацию и образность можно сделать тему выставки и сами книги ясными, понятными и привлекательными для детей.