«Подросток и библиотека»

Утверждаю

Директор ГУК «Смолевичская

центральная районная библиотека

имени Максима Богдановича»

С.В.Червоненко

Долгосрочная программа «Подросток и библиотека»

Актуальность темы.

В последние годы в стране чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.

Все существующие проблемы подводятся к одной главной теме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе.

Несомненно, библиотекам все сложнее конкурировать с другими источниками получения информации, главной из которых – телевидение, несмотря на то, что предоставляет малосодержательные, а иногда просто вредные для детей программы. Очень часто вместо чтения дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд.

Еще одна причина “не чтения” — исчезновение традиций семейного чтения. Порой дома есть много книг, но это совсем не значит, что семья читающая. Совместное чтение и обсуждение книг в семье стало очень редким явлением. Родители читают одни книги, дети – другие. На содержание детского чтения дома часто просто не обращают внимание, радуясь, что хоть что-то читают…

Однако чтение и поныне самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача каждой библиотеки.

Но библиотекарь не может заставить детей читать книги, для этого у него нет никаких рычагов. Впрочем, может быть, этот минус на самом деле является плюсом?! Парадокс заключается в том, что именно в библиотеке читатель имеет реальностью найти нужную информацию и своим желанием самому выбрать хорошую книгу. Задача библиотекаря заключается в том, чтобы сориентироваться в его желаниях и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.

Стоит только сказать детям, что они обязательно должны прочитать книгу, как у них срабатывает инстинкт протеста. “А если я этого не хочу?” Поэтому рекомендовать книги в библиотеке – особое искусство: делать это нужно корректно, ненавязчиво, чтобы ребенок не почувствовал нажима, а видел лишь как библиотекарь помогает ему найти и получить то, что он сам захотел. Здесь очень важен постоянный контакт библиотекаря с читателями. Индивидуальная работа с детьми – очень важный аспект библиотечной работы.

К сожалению, художественной литературы дети читают очень мало. Достаточно проанализировать их читательские формуляры, чтобы в этом убедиться. Несомненно, есть классы, в которых дела обстоят сравнительно благополучно, но в основной массе дети берут в библиотеке только то, что нужно прочесть по школьной программе.

Библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Цель программы:

Организация активного чтения и отдыха детей, приобретение ими конкретных умений и навыков, необходимых для участия в общественной деятельности, профилактика асоциального поведения детей.

Задачи программы:

-активизация читательской активности несовершеннолетних;

-организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних;

-обучение детей и подростков основам безопасности

жизнедеятельности в условиях общества;

-содействие профилактике преступности среди несовершеннолетних и

формирование основ здорового образа жизни детей и подростков;

-совершенствование библиотечной формы продвижения книги и

организация культурного досуга детей.

Участники программы: библиотечные учреждения района, учреждения образования, учреждения культуры района.

Мероприятия:

Ожидаемые результаты:

-формирование устойчивого интереса к чтению;

-организация свободного времени несовершеннолетних;

-формирование читательского вкуса;

-расширение читательского кругозора;

— рост читательской активности.