Издательская деятельность в библиотеках/сост.: Л.М.Деркач.-Смолевичи,2016.- 8с.

Издательская составляющая в деятельности библиотек – дело креативное, требующее изобретательности. Творчество предполагает полет фантазии и бегство от штампов. Но если мы допустим мысль, что издатели книг, указателей, газет оформляли издания по своему разумению, это катастрофически сказалось бы на состоянии библиотечного дела, – невозможно  систематизировать информацию об изданиях, оформленных по-разному. Необходимость придерживаться определенных правил при создании рекламных и издательских продуктов в современной библиотеке – правило, без соблюдения которого трудно в настоящее время претендовать на роль престижного учреждения в социуме. Обязательность соблюдения определенных правил, установленных регламентами, позволяет библиотекам не только упорядочить редакционно-издательскую деятельность, но и повысить рекламную привлекательность издательской библиотечной продукции.
Чтобы завоевать внимание пользователей, библиотеки должны быть заинтересованы в выпуске качественных издательских продуктов и придерживаться в своей работе требований стандартов по издательскому делу и библиографической деятельности:

     Адресная книга – справочник, содержащий список каких-либо адресов.

 Альбом – книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее, как правило, пояснительный текст

     Библиографический указатель – библиографическое пособие значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.

     Библиографическое издание – библиографическое пособие, выпущенное в виде отдельного документа.

Библиографическое пособие – упорядоченное множество библиографических записей.

Брошюра – книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц. В отличие от книги она имеет ограниченный объем, в отличие от журнала выходит однократно, в отличие от альбома содержит преимущественно текст, а не иллюстрации.

Буклет (брошюра) – издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

Бюллетень – периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг выпускающей его организации. Периодические бюллетени имеют постоянную рубрикацию.

     Каталог – официальное справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся  в наличии предметов и услуг.

Коллаж – изображение, созданное путем наклеивания на основу материалов, отличающихся от нее цветом и фактурой.

Листовка – издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата  без скрепления объемом от 1 до 4 страниц. Может иметь рекламный, информационный или пропагандистский характер.

 Постер – однолистный или многолистный красочный рекламный плакат большого формата.

Рекламный плакат – разновидность печатной рекламы, нефальцованное, многокрасочное, одностороннее издание большого формата, посвященное товару и (или) фирме, его выпускающей. Такой плакат отличается малым количеством текста – как правило, присутствуют название фирмы, товара или услуги, реквизиты фирмы, слоган.

                     Цель издательской деятельности

Издательская, как и любая другая деятельность, направлена на создание положительного образа библиотеки у населения. Достигается нужный эффект посредством выпуска рекламно-информационных изданий различных форм и своеобразием их подачи: это могут быть акции по привлечению читателей, по продвижению чтения и книги, массовые мероприятия разнообразных форм и т.п.

Кроме того, издательская деятельность, на наш взгляд, может играть роль эффективного инструмента  лоббирования. Библиотека создает издательскую продукцию с учетом читательских интересов сотрудников властных структур, депутатов. Интересен опыт создания библиотеками информационных и аналитических отчетов, цель которых не только показать итоги работы библиотеки, но и обратить на себя внимание, заинтересовать (это достигается путем использования разноцветной бумаги или необычной формы).

Не менее важно, что издательская деятельность направлена на стимулирование профессионального взаимодействия между библиотеками. Такую задачу преследует периодика, издаваемая библиотеками, сборники различных научно-практических конференций и форумов.

Газеты и журналы (как в печатной, так и в электронной форме) не только содействуют сближению библиотекаря и читателя, но и помогают формировать внутрикорпоративную культуру библиотеки. Кроме того, существенный пласт методических изданий способствует развитию организационной культуры, а также повышению общей культуры библиотекарей.

Одной из важных целей издательской деятельности является содействие продвижению книги и чтения. Тесным образом связана с этим реклама библиотечного фонда. Любое выпущенное библиотекой издание содержит в своей основе такую рекламу, иногда в скрытой форме. Кроме того, большое значение для продвижения книги и чтения имеет рекомендация литературы в виде тематических или отраслевых библиографических пособий, распространяемых, в том числе и на сайтах Интернет.

Другой не менее важной целью ИД можно назвать воспитание культуры чтения, а через это и повышение общего уровня культуры личности.

Посредством своих изданий библиотека формирует у читателя определенный языковой и литературный «вкус». Издательская деятельность помогает библиотеке выступать в роли эксперта, осуществляющего отбор и оценку наиболее значимых работ из издательского потока. На это ориентированы библиографические издания библиотеки, как печатные, так и электронные. В своих изданиях библиотека рекомендует высокоинтеллектуальную литературу, лучшие произведения, отражающие всю красоту русского языка, особенность его стилистических возможностей.

Издательская деятельность библиотек направлена и на сохранение историко-культурного наследия, в том числе краеведческого, этнокультурного характера. Все без исключения публичные библиотеки ведут деятельность по изучению и сохранению наследия родного края (города, района), проводят научные исследования и т.п., тем самым заполняя лакуны в историко-культурном знании. Ярким примером могут служить календари знаменательных дат, которые перестали быть просто списком «круглых дат», а превратились в своего рода справочники по истории и культуре родного края.

Другой пример — издательские проекты библиотек, рассказывающие о знаменитых земляках, их отношении к библиотеке и чтению. Книги таких проектов посвящены друзьям библиотеки, давно и плодотворно сотрудничающим с ней. Библиотека рассказывает об их жизни и деятельности, литературном, научном, художественном творчестве, отношении к библиотеке как к явлению жизни, а также книге и чтению. Особого внимания в массиве изданий библиотеки об известных людях края заслуживают электронные издания, которые позволяют представить материал полнее и целостнее. Тем самым библиотека всеми доступными ей средствами стремится сохранить вклад личности в развитие культуры и просвещения в городе, создает артефакт, являющийся важным элементом местной культурной памяти. Не менее важно, что созданные артефакты культуры накапливаются и хранятся в библиотеке, формируя архив редких и ценных документов историко-культурного наследия определенной территории.

Все вышеперечисленные нами цели не могут быть реализованы в полной мере при отсутствии творческой личности библиотекаря – двигателя всей издательской деятельности библиотеки. Поэтому ее важной целью является отображение креативной личности библиотекаря-профессионала. ИД стимулирует мотивацию на самовыражение, самореализацию разносторонних способностей, в том числе творческих, и активизирует процесс самообразования и реализации полученных на практике знаний. Библиотекарю необходимо быть и журналистом, и редактором, и дизайнером, и художником, и языковедом, и педагогом, и психологом и обладать еще многими другими способностями. Издательская деятельность отражает всю неординарность разноплановой личности библиотекаря.