Массовая работа: методич. рекоменд./сост.: Л.М.Деркач.-Смолевичи, 2009.- 20 с.

 

Формы мероприятий в библиотеках развивались в зависимости от социокультурных условий. В начале 20 века были широко распространены диспуты, дискуссии, громкие чтения. Позже стали появляться книжные выставки, устные журналы беседы, читательские конференции. Начало нового 21 столетия внёсло свои коррективы. Широко используются такие формы работы, как тренинги, ТВ-игры,  заочные путешествия, премьеры книг, вечера-портреты, бенефисы читателей, брейн-ринги и многие другие.

Теоретические знания, полученные в учебном заведении или непосредственно на рабочем месте, зачастую не охватывают всех сторон библиотечной деятельности. А ведь, как показывает практика, успех того или иного мероприятия не редко зависит именно от продуманности всех мелочей. Данный материал содержит рекомендации по проведению традиционных мероприятий и новых форм массовой работы.

           Визит-экскурсия в библиотеку

Знакомство. Это важный момент любого выступления перед аудиторией. Люди, которые собрались перед вами, должны знать, кто вы.

Название библиотеки. Главное здесь – правильно  назвать его для детей – как можно проще и понятнее, для взрослых – как можно правильнее.

Характеристика фонда. Содержание и продолжительность этой части выступления зависит от возраста аудитории. Не нужно сыпать цифрами, можно назвать общий объём фонда и (при необходимости количество периодики, электронных изданий и т.д. Необходимо кратко показать разнообразие фонда, без перечисления  всех отделов ББК. Назовите издания  для конкретной аудитории, отдельно остановитесь на журналах, газетах, покажите их. Обязательно указать  читательский адрес  изданий.

Закончите данную часть беседы особыми изданиями. Ими могут быть: самая большая или маленькая книга, самая толстая или оригинальная (книжка-малышка, раскладушка, звуковая и т. д. Для взрослых в дополнение к этому – редкие, книги, подаренные читателями, известными людьми, книги с автографами.

Целевое назначение. Для чего предназначена литература, в чём она может помочь, как можно использовать её в практической деятельности.

Расположение фонда. Структура фонда раскрывается, как правило, в тех отделах (библиотеках), где  читатели сами выбирают литературу.  Необходимо показать, где находится художественная литература. Стоит остановиться на тех отделах, которые будут интересны для данной аудитории.

Книжные выставки. В отделе абонемента обзор выставок  можно сделать кратким. В читальном зале более подробно. Обязательно нужно сказать, что книги с выставок можно брать с собой или читать, сидя за столом.

Правила пользования библиотекой. Сообщите слушателям о том, как записаться в библиотеку, сколько литературы можно взять и на какой срок.

Режим работы библиотеки. Уточните для слушателей часы работы, перерывы, выходные и санитарные дни.

Правила поведения в библиотеке. Если это дети, то расскажите, как они должны себя вести в библиотеке.

Правила обращения с книгой. Необходимо перечислить правила бережного обращения с книгой.

Завершение беседы. Закончить рассказ о библиотеке можно анонсом предстоящих мероприятий, небольшим информационным обзором книг.

Не забудьте поблагодарить слушателей за внимание и пригласить их прийти ещё.

          Рекомендательный  обзор  литературы.

Примерный план подготовки и проведения обзора литературы.

1) Изучение литературы по методике проведения обзора литературы.

2) Определение темы и читательского назначения.

3) Отбор изданий.

4) Подробное знакомство с отобранными изданиями, выбор отрывков для чтения вслух.

5) Составление плана обзора (введение, рассказ о книгах, заключение)

6)Подбор дополнительного материала (иллюстрации, фотографии, карты, схемы и т.д.)

7) Написание текста обзора.

8) Репетиционное чтение.

Советы по проведению рекомендательного обзора для детей.

При написании текста необходимо знать  психологические особенности, для которого предназначен обзор: особенности  восприятия литературы, особенности памяти, внимания и т. д. Нужно учитывать интересы и предпочтения, мотивы обращения к литературе.

Помните, что текст, который мы читаем глазами на листе бумаги, и текст, который мы читаем вслух,- это совершенно разные вещи. Дети не воспринимают очень большие предложения. Тексты нужно составлять из коротких и простых предложений.

Для того чтобы узнать, есть ли у вас проблемы с текстом, обязательно прочитайте его вслух несколько раз. Желательно не только прочитать, но и вообще прорепетировать весь обзор вместе с демонстрацией книг.

Чтобы определить, сколько изданий можно включить в обзор для детей, пользуйтесь двумя простыми правилами:  чем меньше книг, тем больше вероятность их запоминания; чем старше возраст, тем больше книг можно включить в обзор. Если вы планируете показать детям какие-либо рисунки из книг, сделайте заранее закладки. Для дошкольников и младших школьников все фотографии  и рисунки лучше объяснять.

При использовании отрывков из книг выбирайте интересные, интригующие – те, которые можно воспринять на слух. Отрывки необходимо прочитать, чтобы текст был знакомым. Сделайте паузу после рассказа о книге и только после этого перейдите к чтению отрывка.

Если в процессе обзора вы задаёте вопрос детям, дождитесь нескольких ответов,  а потом назовите правильный, даже если дети его назвали. Но не ждите всех ответов, чтобы не затягивать время обзора.

Держите книгу или журнал перед собой на уровне груди. Следите, чтобы книга не закрывала ваше лицо. Рассказывая о книге или журнале, не листайте его, держа перед собой, — создаётся впечатление, что вы смотрите его в личных  целях. Разверните его перед детьми и неспеша полистайте в таком положении, давая возможность детям увидеть то, что есть на странице. Прорепетируйте заранее этот момент. Если вы рассказываете о дополнительных возможностях книги (алфавитный указатель, список терминов и т.д.), обязательно расскажите, как ими пользоваться, и попробуйте вместе с детьми сделать это практически.

После обзора обязательно дайте возможность детям подержать книги в руках.

    Литературный   утренник

Литературный утренник – довольно распространённое библиотечное мероприятие для читателей дошкольного и младшего школьного возраста. При подготовке и проведении необходимо учитывать несколько важных моментов:

  • литературный утренник проводится для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • при его подготовке необходимо учитывать психологические особенности возраста детей;
  • продолжительность утренника – не больше 20 – 30 минут;
  • текст вашего выступления должен быть простым и доступным для данной аудитории;
  • основа утренника –какое-либо действо, игра и дети должны принимать в этом непосредственное участие: отгадывать стихи, песни, играть в игры и т.д.
  • Поручите ребятам всё то, в чём они могут принять участие.  На празднике  можно также подвести итоги какого-нибудь объявленного конкурса.
  • В проведении утренника необходимо максимально использовать дополнительные атрибуты – всё то, что можно потрогать и увидеть.
  • Помните, что главная цель литературного утренника – заинтересовать детей книгами. Поэтому в тексте мероприятия нужно учесть информацию о произведениях или их авторах. Можно прочесть интересные отрывки самой книга, факты из жизни автора.

                             Формы массовых мероприятий

Аукцион интеллектуальный – игровая форма состязательной интеллектуальной  деятельности. Личные убеждения во время игры во внимание не принимаются. Чтобы купить предлагаемый «товар» (книгу, репродукцию, диск и т.д.), надо предъявить «плату» в виде определённых знаний о предмете. Разыгрываемый лот приобретает тот, кто сообщит как можно больше необходимых сведений до третьего удара гонга.

Бенефис читателя. Цель мероприятия – чествование активных читателей, а также реклама библиотеки, фонда, библиотечного труда и услуг. Содействует повышению авторитета библиотеки среди населения и выявлению настоящих любителей чтения.

Беседа

  1. Разговор, обмен мнениями.
  2. Общедоступный доклад с участием слушателей в обмене мнениями.

Беседа за «круглым столом» — коллективное обсуждение, свободный обмен мнениями, который  обращен к конкретной проблеме.

Беседа за круглым столом имеет следующие особенности:

  • обращение к конкретной проблеме;
  • коллективность обсуждения, свободный обмен мнениями;
  • ограниченность числа участников такой беседы, как правило, коллективом группы;

 

Беседа о книгах  — короткая лекция об одной или нескольких книгах. Могут проводиться по конкретной тематике в форме беседы с читателями. Они проводятся как в устной, так и в письменной форме: публикации в СМИ, передачи на радио и ТВ.

Брейн-ринг – интеллектуальная игра, способствующая развитию творческих, познавательных способностей учащихся, логике мышления, популяризации среди молодёжи знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила заимствованы из одноимённой телеигры, основанной на принципах состязательности команд в сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные  вопросы.

Вахта памяти – серия мероприятий, направленных, на воспитание патриотизма и уважительного отношения к героическому прошлому своих соотечественников. В эти дни организуются встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективный просмотр и обсуждение кинофильмов, читательские конференции, тематические конкурсы и викторины. Завершается день музыкально-тематической композицией  или праздничным концертом.

Вечер – тематика может быть самая разнообразная: приурочен памятным датам и праздникам, посвящён интересным фактам истории страны, различным проблемам общественно-политической жизни, литературе.

Методика подготовки и проведения: создаётся инициативная группа, которая разрабатывает программу, продумывает сценарий, организовывает репетиции, готовит объявление и пригласительные билеты. Успех зависит от тематики сценария, музыкального сопровождения и тщательности подготовки.

Вечер вопросов и ответов – мероприятие, которое проводится  с целью включения читателей в познавательною деятельность, активизации их информационных потребностей в отраслевой и художественной литературе.

Вечер — портретов – комплексное мероприятие, цель которого является ознакомление читателей с творчеством писателей, композиторов, художников.

Викторина – занимательная игра, в процессе которой в определённой последовательности перед учащимися ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме. Вопросы обычно объединены общей темой.

Гостиная ( поэтическая, музыкальная, педагогическая) – форма занятий, способствующая объединению людей для свободного общения по интересам.

Сбор гостей происходит под тихую, мелодичную музыку. Стулья ставятся так, чтобы все могли видеть друг друга. Выбираются ведущие, которые руководят ходом мероприятий.

Первый момент – представление гостей. Тематика гостиной определяет тематику высказываний, воспоминаний. Затем предлагается обмен сувенирами. В гостиных  нередко звучат интересные истории. По ходу обсуждаются возникающие проблемы. Непринуждённая, дружеская обстановка  способствует оживлённому взаимодействию участников, давая каждому из них новый импульс для творческого самовыражения.

Громкие чтения – чтение  вслух текстов с дальнейшим обсуждением прочитанного. Используются в детских библиотеках и при обслуживании читательских групп, которые по причине своих физических или других особенностей не могут читать нужную книгу.

Дебаты – воспитательное мероприятие, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, проходит в форме формального спора по определённым правилам, где команды, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («за» и  «против»), пытаются убедить третью сторону, судей в том, что их позиция верна. Помимо критического мышления, дебаты развивают и исследовательские навыки: приводимые аргументы должны быть подкреплены доказательствами.

«Деловая игра» — это формирование профессиональных навыков на основе опыта и личных качеств, это состязание 2-3 групп и более. Для достижения результативности в процессе проведения игры роли должны быть распределены так, чтобы руководили ими подготовленные, эрудированные участники. Необходимо избрать председателя  — ведущего, инструктора, т.к. она должна быть похожа на реальные, жизненные события, а подробный инструктаж может свести к минимуму интерес играющих, судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил, тренера (в этой роли  должен выступать  куратор, который может подсказывать в ходе игры, чтобы полнее реализовать её возможности.

После окончания подводятся итоги (подсчёт очков). Механизм проведения:

  1. Подготовительный этап:

— тема и сценарий;

—   учебная цель;

-характеристика исходной обстановки игрового комплекса;

— определение состава участников, их роли. Оговаривается тема, система стимулирования;

— проработка со всеми участниками игры  сценария;

  1. Проведение игры:

— руководитель сообщает тему игры.

— фиксируется эмоциональная реакция каждого играющего;

— руководитель излагает факты, сведения, сопоставляет их с эмоциональными реакциями играющих;

— осуществление игры во времени.

№. Подведение итогов и разбор игры проводится на основе эмоционально пережитых суждений,  даётся общая оценка всем участникам игры и каждому  в отдельности, акцентируя внимание на достоинствах и недостатках. Рекомендуется оценивать общую манеру игроков, давать рекомендации.

День гения – данная форма содействует расширению представлений молодых людей о неисчерпаемых возможностях человека. Цель проведения – познакомить с великими, гениальными, выдающимися людьми разных времён и народов, помочь понять им, что гениальность – это не только исключительные способности к какому-то виду деятельности, но и огромное терпение, целеустремлённость, неустанный труд.  «День гения» сочетает в себе комплекс ярких, содержательных мероприятий как познавательного, так и целостно-ориентированного плана, которые проводятся в течение всего дня и посвящаются какому-нибудь из великих людей (книжные выставки, вечера, викторины, концерт …).

Дискуссионные качели – мероприятие в форме ритмичного чередования мнений по конкретной теме.

Заочное путешествие   проводится с целью более глубокого ознакомления с экономикой, культурой, наукой, историей и т.д. как своей, так и других стран. Для организации заочного путешествия создаётся штаб из представителей учащихся и педагогов, который разрабатывает маршрут «путешествия», его «привалы», подбирает и рекомендует литературу для прочтения.  Маршрут может проходить по разным городам своей и других стран, по объектам того или иного города, района. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с литературой, периодической печатью, встречаются с интересными людьми, посещают памятные места. Формы проведения: устный журнал, беседа за «круглым столом», тематический вечер и т.п.

Капустник – шуточно-юмористическое представление, исполненное в театральном жанре.

КВН – эта форма работы носит познавательный и, в то же время, развлекательный, юмористический характер. КВН, как яркая театрализованная игра, привлекает много участников и может быть использована для изучения интересов и склонностей воспитанников, их способностей и разносторонних талантов.

Конкурс – это соревнование на лучшее выполнение определённого задания. В нём могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы.  Конкурс может быть самостоятельным мероприятием. Для оценки выполнения участниками каждого элемента теоретического или практического задания создаётся жюри (разрабатывается система оценок по каждому этапу конкурса).

Конференция – одна из сложных форм воспитательной работы. Главное требование к организации конференции – это отражение в её содержании наиболее актуальных проблем современности.

Этапы конференции:

  1. Определение программы конференции и определение тематики докладов.
  2. Составление программы конференции и определение тематики докладов.
  3. Написание рефератов учащимися и выставление на конкурс. Выбор докладчиков среди авторов лучших рефератов.
  4. Заслушивание 3-4 докладов, подведение итогов.

Мастер-класс – передача ученикам  Мастером опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путём прямого комментированного показа приёмов работы. Под мастерством обычно понимается  умение исполнять какое-то дело наилучшим образом.

Мастерская  творческая (ателье) – эффективная форма передачи знаний умений, обмена опытом обучения. Особой формой занятий в этих ателье является демарш (действие). Это практические действия, связанные с определённой познавательной задачей и предназначенные для творческого самостоятельного  выполнения участниками.

Открытая кафедра – игровая  форма воспитательной работы с читателями с целью развития их социальной и гражданской ориентации.

Участники мысленно представляют, что перед ними  стоит кафедра, с которой можно сказать своё  слово всему миру, высказать своё мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом читатель может выступать от своего имени или выбрать себе любую роль: президента, депутата, директора.

Открытый микрофон  — форма публицистической деятельности молодёжи. Группа людей выступает перед коллективом с вопросами, которые имеют отношение к организации жизни этой группы. Микрофон  «открыт» для всех: читателей, библиотекарей.

Праздник книги, газеты журнала  — комплексное мероприятия с целью чествования книга, газеты, журнала. Оно может включать библиотечные огоньки, читательские бенефисы и другие формы работы.

Практикум – учебная или методично-практичная форма, которая содержит практические задания и упражнения, что содействует усвоению профессионального вопроса.

 

Премьера книги – разновидность читательской конференции, посвященной пропаганде книги, которая проходит обычно с участием автора произведения. Цель мероприятия – обратить внимание читателей на конкретную книгу.

Пресс- конференция – дискуссионная форма работы с читателями, заимствованная из журналистской практики.

Пресс-марафон – нетрадиционная форма работы с периодикой, во время которой участники по алфавиту называют журнал или газету. За кем остаётся последнее слово, тот  и получает жетон, затем переходят к другой букве.

Пресс- качели – нетрадиционная форма работы с газетами и журналами. Участники в ней делятся на две команды.  Каждой команде выдаётся по изданию которое нужно «взвесить». Одна команда ищет положительные качества журнала или газеты, а другая – отрицательные. Победит та команда, которая последней предъявит аргумент.

Пресс- мозаика – нетрадиционная форма работы с периодикой. Троим участникам выдаются конверты с буквами, из которых необходимо  составить названия журналов и газет.

Пресс – рулетка  — нетрадиционная форма работы с периодикой. Игра проходит на четырёх полях разного цвета. Чем темнее  цвет поля, тем тяжелее вопросы. Четыре поля – четыре темы. Например: 1 поле –рубрики из журналов  2 поле – год издания журнала, 3 поле –тираж издания, 4 поле – местная периодика.

«Путешествие» по странам мира  — мероприятие, которое имеет в виду более детальное ознакомление читателей с географической, экономической, культурной  жизнью разных народов.

Ролевая игра – в процессе её участники разыгрывают определённые жизненные ситуации. Она больше напоминает театр, решение проблемы не основное. Механизм ролевой игры довольно прост:

  1. Руководитель сообщает тему игры;
  2. инструктаж  о ходе игры
  3. Фиксируется эмоциональная реакция каждого из играющих;
  4. руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя с эмоциональными реакциями играющих;
  5. Подведение итогов проводится на основе эмоциональных пережитых игравшими суждений.

Ролевая игра «Суд над…» — это вид имитационной игры. Она проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества (хулиганство, наркомания, курение…), человеческими пороками (лень, жадность…).

Семинар это особая форма групповых занятий по какой-либо теме при активном участии слушателей с целью овладения ими практическими навыками, необходимыми в повседневной жизни для успешного решения возникающих проблем. Главным стержнем семинара является осмысление участниками их собственного опыта, в результате чего решается ряд задач.

Семинар-практикум требует очень серьёзной подготовки, т.к. на нём происходит знакомство с результатами собственной поисковой, исследовательской работы.

В центре внимания присутствующих  на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы, но и практические умения и навыки.

Театр- экспромт – форма воспитательной работы, используемая как самостоятельно, так и в качестве элемента праздника. На глазах у зрителей разыгрывается спектакль неожиданного содержания, с элементами импровизированной игры. Никто из учащихся до самого представления не знает, кто какую роль будет исполнять, об этом узнают на самом вечере. Во время подготовки инициативная группа составляет сюжет театрального представления и изготавливает карточки с обозначением всех ролей предстоящего спектакля. При проведении мероприятия карточки распределяются по жребию. Актёры, получившие роли идут за кулисы. Составленный заранее текст произносится ведущими «за кадром». Слыша текст, актёры выходят на сцену и играют свои роли. Сюжет, предложенный для театрального, должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей. Могут разыгрываться сказки, легенды, детективные и фантастические истории, весёлые бытовые анекдоты.

Тематический вечер – массовое мероприятие, которое организуется библиотекой с целью привлечения внимания читателей к конкретной теме.

«Техника аквариума» — вид дискуссии. Содержание её тесно определено противоречиями, разногласиями, а под час, и конфликтами по определённому вопросу.

Механизм проведения:

  1. Проблема дискуссии формируется по просьбе участников.
  2. Участники делятся на 2-3 группы, которые располагаются по кругу.

3.Члены каждой группы выбирают представителя,  который будет отстаивать её позицию.

  1. Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями, выбрать общую точку зрения.
  2. Представители групп собираются в центре по кругу и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать своё мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

6.Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными членами.

  1. «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведённого времени или после принятия решения.
  2. После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного» диспута.

Ток-шоу – дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его значение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора путей соотнесения своих ценностных установок с суждениями одноклассников, с общепринятыми нравственными требованиями. При подготовке важно определить способ постановки проблемы:

— рассказ человека в маске, «история маски»;

-демонстрация фрагмента кино – или видеофильма;

-прочтение ситуации из книги, журнальной или газетной статьи;

-инсценировка ситуации.

Заранее необходимо выбрать ведущего ток-шоу, выработать правила ведения дискуссии.

Турнир – форма познавательной деятельности учащихся. Это творческие состязание нескольких команд- участников (обычно по 5 человек), в котором команды по очереди «атакуют» и «обороняются» — задают вопросы «противнику» и коллективно готовят ответы на вопросы соперников по игре. Количество туров равно числу команд-участниц, так как каждая команда по очереди является организатором одного из туров, выступая в других турах рядовым участником. После турнира каждая команда подводит итоги тура, за проведение которого она была ответственной. Победителем становится команда, набравшая наибольшее суммарное количество баллов.

Уроки замечательной личности – воспитательное мероприятие по материалам художественного, научного, исторического или другого наследия, биографии и жизнеописания великих людей – писателей композиторов, художников, учёных и др. При проведении используются различные приёмы: рассказ педагога и учащихся, комментированное чтение, эстафета мнений и др.

Устный журнал – своеобразная форма работы, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную  информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства.  Часть журнала, которая освещает один вопрос, условно называется «страница». Общий объём – 3-5 «страниц». Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер.

Фестиваль искусств – своеобразный смотр талантов: певцов, поэтов, чтецов. Фестиваль может включать викторины по литературе, живописи, музыке: экскурсии по  литературным местам, художественные выставки. Лишь после тщательного отбора номеров можно назначить день проведения фестиваля. В оценках, которые будет давать жюри, прежде всего, учитывается качество исполнения.

«Философский стол» —  сложное мероприятие. Перед участниками заранее  ставится вопрос, ответ на который они ищут в философской литературе. Важно, чтобы обсуждение проблемы свелось к прочтению заранее заготовленных выступлений. В качестве одного из условий беседы выдвигается опора на конкретные житейско — обыденные наблюдения и факты.  Атмосфере активного обсуждения  проблемы способствует  и оформление помещения, где проходит «Философский стол»: составленные кругом столы, портреты философов, плакаты с афоризмами на тему разговора. На философский стол могут приглашаться

гости: учащиеся, специалисты, учителя. Главное в мероприятии —  это стимулирование стремления учащихся самостоятельно анализировать и размышлять, искать ответы на вопросы о смысле жизни.

Ярмарка солидарности – форма воспитательной работы, организуемая с целью продажи изготовленных учащимися «товаров». Вырученные от продажи средства поступают в определённый фонд для нуждающихся в помощи.

Для организации ярмарки создаётся специальная комиссия из представителей органов самоуправления. Комиссия принимает и оценивает «товары», информирует об условиях проведения ярмарки. Место проведения ярмарки украшено, звучит музыка, возможны выступления коллективов художественной самодеятельности.

Завершает работу ярмарки выступление её организаторов, в котором подводятся итоги, отмечаются особо отличившиеся, сообщается о сумме вырученных денег, зачитывается решение об их  перечислении в определённый фонд. Ценность ярмарки солидарности не только в стимулировании проявления способностей читателей, но и в ярко выраженной гуманистической направленности.